Как красиво послать критика: элегантно реагируем на нападки в свой адрес

начальник кричит на сотрудника

Часто бывает, что люди любят давать непрошеные советы, критиковать вас и ваши действия. Так и хочется ответить: «Не учи меня жить, займись своей жизнью». Но грубить в ответ значит самостоятельно отдавать себя в лапы атакующему. Он этого и добивается. Давайте разберемся какая бывает критика и как правильно реагировать.

Типы критики

Возражения со стороны являются неотъемлемой частью нашей жизни, и каждый из нас сталкивается с ними в разных сферах деятельности. Однако не все типы критики одинаково полезны и эффективны. Сейчас мы рассмотрим основные типы и их влияние на восприятие и реакцию человека.

женщина спорит с колегой

Конструктивная критика

Это наиболее полезный тип, который направлен на улучшение работы или поведения человека. Такая критика содержит конкретные предложения по улучшению ситуации и помогает человеку осознать свои ошибки. Она способствует развитию и совершенствованию навыков.

Пример конструктивной критики: «Я заметил, что в последнее время вы стали часто допускать ошибки. Если я слишком много возложил на вас, дайте мне знать, чтобы я мог изменить нагрузку. Рад поговорить об этом».

Как ответить на конструктивную критику

Слушайте до конца, прежде чем говорить. Покажите, что вы услышали и благодарите за обратную связь. Не бойтесь искренних эмоций. Сосредоточьтесь на фактах. Не стесняйтесь просить время на обдумывание ответа.

Пример ответа: «Спасибо за конструктивную критику. Я внимательно изучу ваши замечания и постараюсь учесть их в своей работе. Я понимаю, что ваша цель — помочь мне стать лучше, и я ценю вашу заботу. Иногда мне не хватает времени. Я подготовлю несколько предложений. Обсудим.»

Деструктивная критика

Этот тип критики направлен на унижение и оскорбление человека, а не на улучшение его работы или поведения. Деструктив вызывает негативные эмоции и снижает самооценку человека. Она может привести к конфликтам и ухудшению отношений между людьми.

Пример деструктивной критики: «В вашем отчёте опять ошибки. Вы просто не созданы для этой работы».

Как реагировать

  • Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь эмоциям.
  • Важно не отвечать критикой на критику, это может привести к конфликту.
  • Если нападки не обоснованы, можно прервать разговор и уйти.
  • Разрешите себе не реагировать на критику, если это не забирает у вас слишком много энергии.
  • Прислушайтесь к мнению другого человека, возможно, он пытается донести до вас важную информацию.
  • Если нужно, обсудите ситуацию в более спокойном тоне и попытайтесь найти компромиссное решение.

Пример ответа:

Критик: Ваша идея никуда не годится. Кто вас вообще сюда нанял? Переделайте.

Ответ: Спасибо за ваше мнение, я учту его. Однако я считаю, что моя идея имеет потенциал, и я готов обсудить её с вами подробнее. Вы выскажите что конкретно вам не нравится и мы подберем наиболее приемлемый вариант.

Критика из зависти

Зависть — это разрушительное чувство. Завидовать могут к успехам, достижениям или качествам другого человека.

Причины критики из зависти.

  1. Неравенство между людьми. Когда один человек достигает большего успеха, чем другой. Особенно актуально среди друзей.
  2. Сравнение с другими. Если человек видит, что кто-то успешнее или богаче. Также актуально среди знакомых и родственников.
  3. Неуверенность в своих способностях.

Любая критика из зависти направлена на попытку самоутвердиться и выровнять себя с объектом зависти за счет понижения его самооценки. Такая критика часто бывает необъективной, игнорирует положительные стороны другого и фокусируется только на недостатках. Человек может критиковать другого, чтобы показать свою значимость и влияние.

Последствия критики из зависти.

Пострадают обе стороны. Для человека, который критикует, это может привести к потере друзей, ухудшению отношений и снижению самооценки. Для человека, который становится объектом критики, это может вызвать стресс, тревогу и депрессию.

Как противостоять

  • Сохраняйте спокойствие. Важно сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации.
  • Установите границы. Определите, какие формы критики допустимы, а какие нет.
  • Обратитесь за поддержкой. Расскажите друзьям и близким о ситуации, чтобы получить поддержку и понимание.

Пример ответа на критику из зависти:

«Спасибо за обратную связь! Я ценю твоё мнение, но хочу напомнить, что каждый человек уникален и имеет право на свои предпочтения. Я выбрал этот путь, потому что считаю его наиболее подходящим для себя. Надеюсь, ты поймёшь и поддержишь меня в моём решении»

Критика из страха

Этот тип используется для контроля и манипуляции другими людьми. Критикующий боится потерять власть или авторитет, поэтому стремится контролировать поведение и мысли других людей.

  1. Исходит от близких людей, которые хотят нам помочь или думают, что знают лучше. Однако такая критика может быть вызвана страхом потерять нас или показаться недостаточно хорошими.
  2. Авторитетные лица, такие как учителя, руководители или эксперты, также могут критиковать нас из страха, что мы не будем следовать их советам или не достигнем успеха.
  3. Проявление конкуренции. Некоторые люди критикуют других из страха, что они станут более успешными и займут их место.

Как адекватно воспринимать критику

мужчина медитирует в кресле
Убавьте эмоции, добавьте логики и рассудительности.

Для эффективного восприятия критики необходимо учитывать её тип и контекст. Так же надо понимать, что все сказанное человеком это его личное понимание обстановки и критик может не видеть мотивов вашего поведения. Поэтому глупо болезненно реагировать — не «включайте» ребенка, задействуйте логику:

  1. Определите тип критики. Понимание того, какая именно критика направлена на вас, поможет вам подготовиться к ней и отреагировать соответствующим образом.
  2. Проанализируйте критику. Постарайтесь понять, что именно критикующий хочет донести до вас. Это поможет вам извлечь уроки из ситуации и избежать подобных ошибок в будущем.
  3. Сохраняйте спокойствие. Не позволяйте эмоциям взять верх над вами. Спокойствие поможет вам адекватно оценить критику и принять правильные решения. Не критикуйте в ответ и не спорьте – это всегда приводит к ругани, морально подавляет и врага можете нажить.
  4. Ответьте на критику. Если она конструктивна, постарайтесь учесть предложения и внести изменения в свою работу или поведение. Если критика деструктивна, попробуйте сохранить спокойствие и не поддаваться на провокации.
  5. Примеры ответов приведены выше. Они могут выглядеть наивно и «по-детски», но даже такой ответ выведет критикующего из равновесия и покажет что вы будете защищаться. Если совсем не хотите общаться, скажите: «Ваша критика сейчас не уместна.»

Пример из жизни

девушка смеется над платьем знакомой
Часто подростки самовыражаются через критику

Как-то я стала свидетелем разговора двух подруг. Первая учила вторую: «Не крась так ярко губы, что за юбку ты надела, что у тебя с прической, ты что не можешь сделать нормальный маникюр…» Нападки продолжались, пока девушка терпела. Не выдержав, она сорвалась: «Ты что мне мама, учить что мне надеть и как выглядеть. Ты мне надоела со своими советами.» Встала и ушла. Критикующая подруга осталась в недоумении и посчитала себя обиженной.

Как правильно реагировать в такой ситуации? Когда вторгаются на вашу территорию, можно ответить: «Да, я такой.»

Если агрессор продолжает. Повторяем ему: «Да, это моя черта, давай лучше обсудим…» и переводим разговор в обсуждение другой темы.  Если и это не срабатывает, возможно имеет смысл прервать разговор.

Хитрости от психолога — как охладить токсичного критика

Бывает что при общении в коллективе находится человек, многократно критикующий вас (душнила). Если вы начнете отвечать и доказывать что вы не такой, то получите продолжение нападок. Душнила этого и добивается. Ему хочется поиграть и унизить вас. Отвечать надо не в адрес нападающего, а в адрес коллектива, указывая на недостатки критика. Таким способом вы покажете, что не уважаете агрессора и даже общаться с ним не хотите. И сможете настроить коллектив против душнилы.

Пример:

Критик часто цепляется за ваши отношения с противоположным полом: «Ты за пол года девушку себе не можешь найти.» Продолжает: «Они у тебя не задерживаются. Может ты их не удовлетворяешь?».

Как отвечать: «Народ, вы заметили, что Вася беспокоится о моих девушках? Если он так зациклен, похоже это у него проблемы с девушками.»

Критика является неотъемлемой частью нашей жизни, и каждый из нас сталкивается с ней в разных ситуациях. Важно уметь различать разные типы критики и правильно реагировать на неё. Конструктивная — помогает нам развиваться и совершенствоваться, в то время как деструктивная — может привести к негативным последствиям.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 1
  1. Madina

    Интересные статьи! Позволяют по другому посмотреть на окружающих!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: