Часто бывает, что люди любят давать непрошеные советы, критиковать вас и ваши действия. Так и хочется ответить: «Не учи меня жить, займись своей жизнью». Но грубить в ответ значит самостоятельно отдавать себя в лапы атакующему. Он этого и добивается. Давайте разберемся какая бывает критика и как правильно реагировать.
Содержание
Типы критики
Возражения со стороны являются неотъемлемой частью нашей жизни, и каждый из нас сталкивается с ними в разных сферах деятельности. Однако не все типы критики одинаково полезны и эффективны. Сейчас мы рассмотрим основные типы и их влияние на восприятие и реакцию человека.
Конструктивная критика
Это наиболее полезный тип, который направлен на улучшение работы или поведения человека. Такая критика содержит конкретные предложения по улучшению ситуации и помогает человеку осознать свои ошибки. Она способствует развитию и совершенствованию навыков.
Пример конструктивной критики: «Я заметил, что в последнее время вы стали часто допускать ошибки. Если я слишком много возложил на вас, дайте мне знать, чтобы я мог изменить нагрузку. Рад поговорить об этом».
Как ответить на конструктивную критику
Слушайте до конца, прежде чем говорить. Покажите, что вы услышали и благодарите за обратную связь. Не бойтесь искренних эмоций. Сосредоточьтесь на фактах. Не стесняйтесь просить время на обдумывание ответа.
Пример ответа: «Спасибо за конструктивную критику. Я внимательно изучу ваши замечания и постараюсь учесть их в своей работе. Я понимаю, что ваша цель — помочь мне стать лучше, и я ценю вашу заботу. Иногда мне не хватает времени. Я подготовлю несколько предложений. Обсудим.»
Деструктивная критика
Этот тип критики направлен на унижение и оскорбление человека, а не на улучшение его работы или поведения. Деструктив вызывает негативные эмоции и снижает самооценку человека. Она может привести к конфликтам и ухудшению отношений между людьми.
Пример деструктивной критики: «В вашем отчёте опять ошибки. Вы просто не созданы для этой работы».
Как реагировать
- Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь эмоциям.
- Важно не отвечать критикой на критику, это может привести к конфликту.
- Если нападки не обоснованы, можно прервать разговор и уйти.
- Разрешите себе не реагировать на критику, если это не забирает у вас слишком много энергии.
- Прислушайтесь к мнению другого человека, возможно, он пытается донести до вас важную информацию.
- Если нужно, обсудите ситуацию в более спокойном тоне и попытайтесь найти компромиссное решение.
Пример ответа:
Критик: Ваша идея никуда не годится. Кто вас вообще сюда нанял? Переделайте.
Ответ: Спасибо за ваше мнение, я учту его. Однако я считаю, что моя идея имеет потенциал, и я готов обсудить её с вами подробнее. Вы выскажите что конкретно вам не нравится и мы подберем наиболее приемлемый вариант.
Критика из зависти
Зависть — это разрушительное чувство. Завидовать могут к успехам, достижениям или качествам другого человека.
Причины критики из зависти.
- Неравенство между людьми. Когда один человек достигает большего успеха, чем другой. Особенно актуально среди друзей.
- Сравнение с другими. Если человек видит, что кто-то успешнее или богаче. Также актуально среди знакомых и родственников.
- Неуверенность в своих способностях.
Любая критика из зависти направлена на попытку самоутвердиться и выровнять себя с объектом зависти за счет понижения его самооценки. Такая критика часто бывает необъективной, игнорирует положительные стороны другого и фокусируется только на недостатках. Человек может критиковать другого, чтобы показать свою значимость и влияние.
Последствия критики из зависти.
Пострадают обе стороны. Для человека, который критикует, это может привести к потере друзей, ухудшению отношений и снижению самооценки. Для человека, который становится объектом критики, это может вызвать стресс, тревогу и депрессию.
Как противостоять
- Сохраняйте спокойствие. Важно сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации.
- Установите границы. Определите, какие формы критики допустимы, а какие нет.
- Обратитесь за поддержкой. Расскажите друзьям и близким о ситуации, чтобы получить поддержку и понимание.
Пример ответа на критику из зависти:
«Спасибо за обратную связь! Я ценю твоё мнение, но хочу напомнить, что каждый человек уникален и имеет право на свои предпочтения. Я выбрал этот путь, потому что считаю его наиболее подходящим для себя. Надеюсь, ты поймёшь и поддержишь меня в моём решении»
Критика из страха
Этот тип используется для контроля и манипуляции другими людьми. Критикующий боится потерять власть или авторитет, поэтому стремится контролировать поведение и мысли других людей.
- Исходит от близких людей, которые хотят нам помочь или думают, что знают лучше. Однако такая критика может быть вызвана страхом потерять нас или показаться недостаточно хорошими.
- Авторитетные лица, такие как учителя, руководители или эксперты, также могут критиковать нас из страха, что мы не будем следовать их советам или не достигнем успеха.
- Проявление конкуренции. Некоторые люди критикуют других из страха, что они станут более успешными и займут их место.
Как адекватно воспринимать критику

Для эффективного восприятия критики необходимо учитывать её тип и контекст. Так же надо понимать, что все сказанное человеком это его личное понимание обстановки и критик может не видеть мотивов вашего поведения. Поэтому глупо болезненно реагировать — не «включайте» ребенка, задействуйте логику:
- Определите тип критики. Понимание того, какая именно критика направлена на вас, поможет вам подготовиться к ней и отреагировать соответствующим образом.
- Проанализируйте критику. Постарайтесь понять, что именно критикующий хочет донести до вас. Это поможет вам извлечь уроки из ситуации и избежать подобных ошибок в будущем.
- Сохраняйте спокойствие. Не позволяйте эмоциям взять верх над вами. Спокойствие поможет вам адекватно оценить критику и принять правильные решения. Не критикуйте в ответ и не спорьте – это всегда приводит к ругани, морально подавляет и врага можете нажить.
- Ответьте на критику. Если она конструктивна, постарайтесь учесть предложения и внести изменения в свою работу или поведение. Если критика деструктивна, попробуйте сохранить спокойствие и не поддаваться на провокации.
- Примеры ответов приведены выше. Они могут выглядеть наивно и «по-детски», но даже такой ответ выведет критикующего из равновесия и покажет что вы будете защищаться. Если совсем не хотите общаться, скажите: «Ваша критика сейчас не уместна.»
Пример из жизни

Как-то я стала свидетелем разговора двух подруг. Первая учила вторую: «Не крась так ярко губы, что за юбку ты надела, что у тебя с прической, ты что не можешь сделать нормальный маникюр…» Нападки продолжались, пока девушка терпела. Не выдержав, она сорвалась: «Ты что мне мама, учить что мне надеть и как выглядеть. Ты мне надоела со своими советами.» Встала и ушла. Критикующая подруга осталась в недоумении и посчитала себя обиженной.
Как правильно реагировать в такой ситуации? Когда вторгаются на вашу территорию, можно ответить: «Да, я такой.»
Если агрессор продолжает. Повторяем ему: «Да, это моя черта, давай лучше обсудим…» и переводим разговор в обсуждение другой темы. Если и это не срабатывает, возможно имеет смысл прервать разговор.
Хитрости от психолога — как охладить токсичного критика
Бывает что при общении в коллективе находится человек, многократно критикующий вас (душнила). Если вы начнете отвечать и доказывать что вы не такой, то получите продолжение нападок. Душнила этого и добивается. Ему хочется поиграть и унизить вас. Отвечать надо не в адрес нападающего, а в адрес коллектива, указывая на недостатки критика. Таким способом вы покажете, что не уважаете агрессора и даже общаться с ним не хотите. И сможете настроить коллектив против душнилы.
Пример:
Критик часто цепляется за ваши отношения с противоположным полом: «Ты за пол года девушку себе не можешь найти.» Продолжает: «Они у тебя не задерживаются. Может ты их не удовлетворяешь?».
Как отвечать: «Народ, вы заметили, что Вася беспокоится о моих девушках? Если он так зациклен, похоже это у него проблемы с девушками.»
Критика является неотъемлемой частью нашей жизни, и каждый из нас сталкивается с ней в разных ситуациях. Важно уметь различать разные типы критики и правильно реагировать на неё. Конструктивная — помогает нам развиваться и совершенствоваться, в то время как деструктивная — может привести к негативным последствиям.
Интересные статьи! Позволяют по другому посмотреть на окружающих!